Учиться, учиться и еще раз — учиться!..

Место в сознании

На резонный вопрос, как же могло получиться так, что слова пророка: «Возложил Я на него Свой дух и понесет он народам Закон» (Ишайя, 42:1) и сказанное им же: «Сделаю тебя светочем народов» (там же, 42:6) не получили явного выражения в еврейской истории, нам есть что ответить! [1]

Две тысячи лет изгнания со своей земли не оставляли места в сознании для этого вида Служения. Нам не было дела до окружающих нас народов, да и причин относиться к ним с симпатией тоже было немного. Мой народ всегда занимался собой, потому что ему всегда было плохо. Последние пару тысяч лет, после разрушения Храма, если кто интересовался историей, еврейский народ был занят только и исключительно выживанием во враждебном иноверческом окружении. То, что некогда сказал пророк, было теорией, которую никто вообще не пытался реализовать никоим образом. Эта задача, распространение воли Творца среди окружающего нас нееврейского мира, она не просто не ставилась, она не разбиралась нашими учителями даже теоретически.

И мы так росли, например я, некогда мальчик из ассимилированной еврейской семьи в городе Одессе, вырос с четким пониманием того, что сегодня наша задача, задача моего поколения – не раствориться, не потеряться, не исчезнуть. Мне и в голову не приходило, что пришло время помогать другим людям, которые в своих отношениях с Творцом находятся в такой же беде, как и мы.

Евреи, может вы этого не заметили, в своей ассимиляции «дошли до плинтуса» за последнее столетие. Когда в 1989 году я стал раввином города Одессы, у нас в синагогу, на субботу новомесячья, приходило всего тридцать-сорок человек, средним возрастом около семидесяти лет. И все прекрасно понимали, что еще одно поколение – и вообще никого не останется. И это была та ситуация, в которой мы находились! Ведь еврейство – это почти профессиональная деятельность. Евреем мало родиться, евреем надо уметь жить! А мы были третьим или четвертым поколением тех, которые уже не умели, которых ничему не научили. Короче говоря, своих бы спасти!

Хотя любому вменяемому человеку понятно, что мы все, евреи и неевреи, взаимозависимые, ведь поскольку мы живем рядом и вместе, то любые проблемы внешнего мира становятся еврейскими проблемами. С другой стороны – любые еврейские проблемы являются как следствием сложившихся внешних условий, так и фактором, который влияет на окружающий мир. И хотя это было понятно, как я уже сказал, никому в голову не приходило заняться на этом фоне просветительством в нееврейском окружении.

Пришло время

Просто есть такой человек, единственный человек в этом мире, которому я доверяю безоглядно и полностью, – Любавичский ребе, который объявил нам, что пришло время перемен! Пришло время заниматься не только собой, но обратиться к людям, которые живут вокруг нас, евреев. Деградация коснулась не только нашего народа. Деградировали все, каждый по-своему. Люди потеряли веру, традиции, ориентиры, ценности. Люди потеряли себя! Эгоизм и гедонизм, желание безыдейно и сытно устроиться в этом мире стало общей тенденцией для всех, как евреев, так и неевреев.

С другой стороны, евреи впервые за последние две тысячи лет не должны защищаться от угрозы физического уничтожения в странах рассеяния. Мы пришли к ситуации, когда нас почти никто, за ничтожным, во всех смыслах, исключением, не пытается сделать христианами, мусульманами, буддистами и т.д. Нет, не от хорошей жизни, а потому что ныне те, которые профессионально говорят о вере в разных конфессиях, делают это, как правило, в социальных и коммерческих целях, а вовсе не потому, что у них внутри горит огонь веры, неудовлетворенность состоянием души и понимание потери смысла существования. И вот, в этих условиях, получается, что мы, евреи, больше не можем себе позволить не смотреть по сторонам, занимаясь только собой, не обращаться к людям, которые живут рядом с нами, решают те же самые проблемы, уже в своем внутреннем мире и в своем окружении.

Ребе сказал, что пришло время говорить с людьми о том, что есть вера, которая была еще до дарования Торы. Не «иудаизм для гоев», а та вера, носителями которой были праведные люди, когда евреев еще вообще не было. Та, что связывала со Всевышним наших общих предков. О ней, об этой вере мы знаем из Торы, но она существовала еще во времена наших праотцев и предков всего человечества. Ведь Творец был всегда доступен и открыт Его творениям, а взаимоотношения с Ним всегда были основой духовного мира человека.

Состояние души

На самом деле, смотрите сами: человек – это животное, высокоразвитое позвоночное, млекопитающее. Если у человека нет Б-га, то, соответственно, животное в нем является основным, единственным. А то, что оно разумно, делает его только опаснее. Потому что цели, задачи и содержание его жизни, по сути, не отличаются от целей и задач орангутанга. Если он при этом еще читает газету и болеет за «Черноморец» или за «Динамо-Киев», ничего не меняет. Ведь недаром ученые, исследуя поведение обезьян в стае, находят все те же самые модели поведения, которые мы встречаем в человеческом сообществе. Те же самые ценности: борьба за власть, за самку, за лишний банан. Все то же самое.

А Всевышний, когда создал человека, не оставил его, не бросил… Он вложил в него разум и неудовлетворенность души, потребность в Себе, открыл пути Служения. И человек приходит в этот мир для того, чтобы своей жизнью, поведением, отношением ко всему происходящему доказывать то, что Б-г есть. Я когда-то сформулировал это так: «Жить надо так, чтобы, глядя на тебя, было понятно, что Б-г есть!». Вот это содержание, вкус и смысл жизни человека, когда на каждом повороте судьбы ты соотносишь себя с волей Творца! И не потому, что для этого тебе надо ежесекундно напрягаться и постоянно принимать осмысленные решения, а потому, что ты настроен на эту волну – ты живешь для того, чтобы в этом мире все было так, как Он хочет! И с этой точки зрения ты должен воспринимать все сущее. Этот настрой, эта волна получает свое выражение в конкретных делах, в исполнении заповеданного Им, но на самом деле это, в первую очередь, состояние души.

Наполнить смыслом

Для того чтобы это стало Служением, важно сокрытие Б-га. Если бы Всевышний был явен в этом нашем физическом мире, то ни у кого не было бы свободы выбора между добром и злом. Никто не мог бы выбирать себе путь. И, соответственно, не имел бы заслуги и награды за свой добровольный и осознанный выбор. Посудите сами, нормальный человек, который видит стоящего рядом стража порядка, он же не станет нарушать правила уличного движения. Зачем ему нарываться? Но это не значит, что он законопослушен. Как не значит, что у него есть гражданское правосознание, он просто боится наказания! Подобно этому, если бы существование Всевышнего было явно, если бы человек не мог жить так, как будто Его нет, не было бы самого понятия Служения. Человек не мог бы решать для себя, как ему жить. А лишь самостоятельное решение имеет ценность. Вынужденная праведность – это не праведность! Это просто здравый смысл. И это не то, ради чего стоило создавать целый мир. И потому, с сотворения Адама и по сей день, Всевышний сокрыт в мире, который весь является Его проявлением, проекцией. Человек обретает Б-га за счет желания наполнить смыслом свое существование, ведь сами понятия смысла жизни, цели существования – это понятия религиозные; вне Б-га жизнь – это бессмысленная совокупность случайных процессов!

Предохранительные меры

И набор данных всему человечеству правил, по Его милости оберегающих от духовной деградации, эти установки и являются заповедями потомков Ноаха. Все они относятся к категории ограничительных, запрещающих заповедей: этого не делать, того не делать… Да это и понятно! Закон всегда устанавливает границы явления, но никогда не образует его самого. А уж заполнение этих границ содержанием отдано на откуп самим людям, сообразно их уровню. Все заповеди сыновей Ноаха говорят не столько о том, как человеку жить, сколько о том, чего ему нельзя делать, дабы не деградировать до состояния скотины: запреты на беспорядочные и инцестные половые связи, убийства, воровство, лицемерие и неправоту в суде, издевательства над животными и т.д. То необходимое, чтобы человек просто оставался человеком. Это предохранительные меры. А вот каким этот человек будет, требования к личности, уровень ее – это не прописано в заповедях потомков Ноаха.

Другими словами, как не «попасть под статью», до нас донесли, а каким надо быть – не написано. И это парадокс, согласитесь, ведь по отношению к нам, евреям, есть детальная мелочная регламентация каждого шага, каждого поступка, каждого поворота, начиная с момента, когда человек открывает глаза и до отхода ко сну, начиная с момента, когда, выходя из утробы матери, ребенок издает первый крик, и до момента, когда его заворачивают в саван и опускают в землю, у нас регламентированы каждый поворот и движение, у нас масса требований различного рода, а по отношению ко всем остальным – не прописано в нашей святой Торе. Но так ли это?

Опорные точки

Наши праотцы, о которых повествует нам Священное Писание, жили до дарования Торы, и они названы праведниками, так и написано: Ноах был праведником своего поколения, Авраам обрел милость в глазах Всевышнего. То есть эти люди не только оберегали себя от нарушений, они делали нечто позитивное, что-то образовывали, каким-то образом себя вели так, что это и было реализацией замысла Творца. Ведь что такое праведность? Праведность образуется не тогда, когда меня не за что наказывать, а когда ты из себя что-то представляешь! Человек ценен и памятен тем, что он дает, а не тем, сколько он набрал. Праведность всегда в том, что человек выдает вовне, в том, что получают от него мир и окружающие. Ведь так оценивается человек!

И получается, что как раз вот эта содержательная часть дана народам мира на откуп, на их внутреннюю потребность, на свободный выбор. Это функция заложенной во всех людей потребности что-то из себя представлять. И реализуется она ровно настолько, насколько есть внутренний запрос что-то сделать для того, чтобы обрести эту самую праведность, то бишь личные отношения с Б-гом! Когда у человека есть такое желание, когда он хочет, чтобы Б-г был его личным Б-гом, а не абстрактным Создателем неба и земли, которого надо остерегаться и пытаться не делать гадостей, чтобы не «отгрести по голове», вот тогда человек должен найти какие-то опорные точки, идеи и подходы, которые смогут дать ему необходимое для этого.

Гигантское количество профессиональных «божьих людей» эксплуатируют внутреннюю потребность людей в уверенности в завтрашнем дне, их бегство от одиночества, их страхи. И потребность в эмоциональной подпитке, возможность оказаться среди подобных себе являются питательной средой для всех многочисленных сект. Люди, которые сегодня пытаются добраться до Всевышнего, почти закономерно попадают в среду духовно неудовлетворенных неудачников, не нашедших себя людей. Они «кучкуются» по принципу эмоциональной и социальной причастности, что на самом деле помогает справиться со страхом и одиночеством, но, к сожалению, не помогает в отношениях с Б-гом.

Я много думал о том, зачем Всевышний дал возможность такому количеству жуликов и проходимцев эксплуатировать идею о Нем, выстроить для себя личное благополучие. А потом я понял, что на самом деле все эти «божьи люди» делают большое хорошее дело, они, зачастую, занимаются социализацией людей, которые себя потеряли, людей, которые, может быть, оказались бы вообще окончательно сломанными, за обочиной жизни.

Вкус жизни

Но если мы говорим об отношениях с Творцом, о личной причастности, ощущении целесообразности собственной жизни… Нас приучали к тому, что воля Всевышнего рассматривается в рамках почти полицейских функций. Б-га уподобили некоему устройству, в которое ты суешь свои добрые дела, а оно тебе выдает блага. Или ставит тебя на место, бьет по голове, если ты сунул что-то не то. На самом деле ведь все совершенно иначе! И эта внутренняя неудовлетворенность человека, даже успешного человека социально и экономически, потребность в том, чтобы состоялось что-то настоящее, что дает ему вкус жизни, право быть…

Жизнь не как биологическая данность, а как идея! У нее должен быть смысл, и он должен куда-то вести! Я должен быть нужен! Причем я незаменим, потому что другого, такого, как я, уже не будет, и поэтому именно я должен состояться! И для этого мне надо найти отношения с Тем, который создал этот мир, понять, что Он от меня хочет, для чего сотворил меня с неповторимым набором человеческих качеств, носителем которых я являюсь, поставил в определенную ситуацию, определенные условия. И что от меня требуется, что Он от меня ждет, что должно состояться для того, чтобы мое присутствие в этом мире было не терпимым, а целесообразным и плодотворным.

Как человек может это узнать? Откуда ему это знать? Ну… с пророчеством у нас последнее время туговато. Есть единственный способ, который мне известен. Наши мудрецы говорят, что первое слово из Декалога, Десяти речений – «Анохи» («Я»), это акростих слов: «Я Себя записал и дал вам», что наша святая Тора, на самом деле, – это, в каком-то смысле, записанный Б-г, дарованный людям Б-г, и вот это вот было дано еврейскому народу, и он, в этой же книжке, назван «царством священников», священниками человечества. Мы не отдельны от всего мира, мы на этот мир работаем.., как умеем…

Порядок в голове

Зачем Тора начинается с рассказа о Сотворении мира, а не с законов? Зачем это надо? Зачем все эти рассказы в Торе? Великий Раши, учитель наш Шломо бен Ицхок, объяснил так: «Возвестить о силе деяний Его», о смысле творения. Писание, в виде комиксов, если можно так сказать, картинками, зарисовками рассказывает нам о взаимоотношении человека и Б-га, человека и мира, о самореализации человека, о принципах отношений с другими людьми. Все это содержится в нашей святой Торе! И даже там, где это не регламентировано в виде законов, а дано образами, примерами и идеями, все же содержит все это в явном виде! И поэтому человек, который действительно хочет понять, чего же от него хочет Б-г, зачем он существует, этот человек должен обратиться к первоисточнику, не к тому, что ему говорят «продвинутые», а к тому, что ему говорит Всевышний. А говорит Он нам в Торе! Другого источника Б-жьего слова и Б-жьей воли в этом мире не существует! И поэтому любой человек, который хочет обрести почву под ногами, не только эмоциональную причастность, но и понимание каких-то моделей бытия, должен учить Тору, у него нет вариантов! А это как раз самое слабое место!

Сегодня ночью я говорил с одним из моих друзей, мы говорили о проблемах с печенью и о том, что лекарства могут помочь человеку стабилизировать ситуацию, но вылечить не могут, а для того чтобы излечиться, ему надо очень много над собой работать, в первую очередь – перестать потреблять все то, что он любит, во вторую – есть невкусную еду, в третью – в отвратительном виде, чтобы смотреть было противно, не то, что кушать. И тогда он будет здоров. То есть каждый раз, когда мы пытаемся найти решение своих проблем вовне, чтобы кто-то их за нас решил, и мы этим воспользовались, и у нас все хорошо получилось, это невозможно даже на уровне элементарного цирроза печени. Надо заниматься собой, человек должен напрягаться. И кстати, в Талмуде сказано: «Человек рожден для тяжелого труда». Я-то с детства помню, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». Так нас учили? А Талмуд говорит, что человек рожден для тяжелого труда, он рожден напрягаться.

Человек, который расслабляется, дает себе волю, не нагружает себя задачами и не старается, неизбежно деградирует. Потому что все то, что не поднимается, – опускается. И главное, что требуется от человека, осмысленного человека, который понимает, что ему надо что-то делать с собой, которого достало обезьянье копошение, – обратиться к учению. Надо навести порядок у себя в голове. Не только на уровне переживаний и эмоций.

Других вариантов нет

Я не недооцениваю эмоции, я их люблю. Я сам очень эмоциональный человек, но эмоции должны быть результатом деятельности разума, интеллекта, а не диктовать ему поведение. А для этого человек должен учиться, он должен наводить порядок в своей голове, задавать вопросы, искать ответы, спрашивать себя: «При чем тут я?» всякий раз, когда он учит нечто в Торе. Вот это работа человека, вот это его служение. Это то, что дает фундамент и базу, на которой он может строить не только мировоззрение, он может строить свою жизнь!

Это не значит, что мы не будем ошибаться, не будем говорить глупости. Посмотрите собственную биографию, вспомните себя 10 лет назад, 20 лет назад, 30… Вспомните, что вы тогда говорили, что вы думали, чего боялись… Сегодня мы об этом вспоминаем с досадой или улыбкой. Ах, сколько наивного детства!.. Ничего, стали старше, поменяли взгляды, изучили новую информацию, что-то пересмотрели, что-то переоценили, что-то откорректировали и пошли дальше… Так устроен человек, он не может вылупиться в совершенном виде. Человек делает себя, и это делание – всю жизнь.

Человек, который учит нашу святую Тору, строит себя во взаимодействии с Б-гом! И это надежно ровно настолько, насколько он может полагаться на собственный интеллект, на собственный внутренний мир. Понятно, принятые сегодня решения через десять лет будут казаться милыми, наивными, детским поведением, потому что мы станем старше и умнее. Ну и что? Других вариантов нет. Люди должны учиться!

Два направления

Есть два магистральных направления, в рамках которых человек обязан себя развивать. Одно – это, как было уже сказано, изучение Священного Писания, второе – это изучение духовных принципов мироустройства. Принципы миро- устройства – это то, чем занимаются хасидизм и каббала. Это более высокий уровень, согласен, но здесь, по моим непроверенным сведениям, есть люди, которые уже годами читают, набирают информацию, развиваются. Как устроен мир, как Б-г взаимодействует с ним? Какие духовные основы моего внутреннего мира, души? Какие компоненты его образуют? Каким образом обеспечивается интерактивность в отношениях с разными уровнями бытия, с Создателем этого мира?

Все эти темы, которыми занимаются хасидизм и каббала. Для того чтобы человек жил осмысленно, ему надо понимать, что происходит. Он должен или осмысливать собственный опыт, или получить знания в дар от предшествующих поколений, которым он может доверять и следовать, опираясь на опыт предшественников. Но знаниям надо учиться! Для того чтобы научиться – надо учиться. Нельзя сформировать цельное мировоззрение за счет партизанских наскоков, за счет того, что те или иные более-менее красноречивые лекторы будут излагать их взгляды. Человек должен сам формировать свою картину мира. Для этого надо что-то понимать. Чтобы что-то понимать – нужно учиться, без вариантов, никуда не денешься!

Понимаете, в этом мире нет ничего бесплатного, нет возможности не решать, даже когда вы не решаете, это, по сути, ваше решение, которое приносит свои плоды. Любое поведение, которое вы выбираете, будет иметь последствия, нет ничего без последствий, на самом деле, чем более щадящим является ваш путь, тем менее он эффективен для развития, чем больше вы себя жалеете, экономите и пытаетесь свободнее и удобнее устроиться, тем хуже будет ситуация, в которой вы окажетесь! Мой учитель когда-то сказал так: «Всему хорошему нужно учиться, все плохое получается само»! Если вы хотите получить урожай, нужно вложить много труда, на разных этапах. Если вы ничего не будете делать, это не значит, что ничего не вырастет, – там вырастет бурьян, причем его будет много, он будет обильный и сочный.

У каждого свои мерки

Так устроен этот мир, если человек не тратит себя, соответственно и результаты, которые он получит, не обрадуют его в конце дней. Те, кто любят пожрать, рано или поздно придут к тому, что это им запретят врачи. Человек, который думает, что главное в жизни – найти как можно больше жен-щин для удовольствия, в какой-то момент начнет сходить с ума от невозможности реализовать свои страсти. Сказано в Талмуде, что у невежды в старости сознание разлагается, а у ученых, мудрецов – очищается. Человек, который живет эгоизмом и страстями, обязательно разочаруется в жизни. Человек, который пытается выстроить свою жизнь, свое сознание, получит те плоды, которые могут его больше-меньше устраивать, не важно, каждый по своему уровню! Б-г не раздавал мозги равномерно: кому-то досталось больше, кому-то меньше… Не страшно, но ни с кого не спросят по чужим меркам! У нас, у каждого, личные отношения с Б-гом и личный счет. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать на эту тему.

______________

[1] Рамбам, в конце своего кодекса Мишне Тора (Законы о царях и о войне, 11:4), пишет о значении дочерних для иудаизма учениях христианства и ислама: «Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек — несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: “И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытание] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел” (Даниэль, 11:36). И о Йешуа Ѓа-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: “И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение” (Даниэль, 11:14), ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах — спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подме- нили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в си- лах постичь человек, ибо “не пути наши — Его пути, и не наши мысли — Его мысли”, и все происшедшее с Йешуа Ѓа-Ноцри и с пророком израильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: “Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе” (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение».

Рав Ишайя Гиссер