Запрет напрасного произнесения Имени Бога

«Б-га, Господа своего, бойся» Запретом Торы является напрасное произнесение имени Всевышнего, как сказано: «Б-га, Господа своего, бойся», поэтому имя Всевышнего можно упоминать только во время благословения, восхваления или благодарения, а также при цитировании того или иного стиха из Танаха. Этот запрет относится не только к святому языку, а также ко всем другим языкам.

К запрету напрасного произнесения имени Всевышнего относится и запрет произносить напрасное благословение.

Есть мнение, что произнесение напрасных благословений – это запрет мудрецов, поскольку человек произносит текст благословения, утвержденный мудрецами (и только произнесение имени Всевышнего отдельно, считается запретом из Торы). Существует и другое мнение, по которому произнесение напрасных благословений, считается запретом из Торы, как сказано «Не произноси имени, Б-га Господа твоего, напрасно». Но по всем мнениям, произнесение напрасных благословений, считается очень большим грехом.

Также запрещено произносить ненужные благословения, например: если человек во время хлебной трапезы произносит (до хлеба) благословения на блюдо, которое будет есть во время трапезы.

Когда есть сомнения, — облегчай! Поскольку напрасное произнесение имени Всевышнего и напрасных благословений является очень большим грехом, мудрецы постановили: – когда у человека возникает сомнение, произносить благословение или нет, всегда надо облегчать и не благословлять. – если человек не уверен, надо ли произносить благословение, заповеданное Торой (например, биркат амазон), необходимо сказать это благословение.

Исправление напрасного благословения

Если человек произнес напрасное благословение, он должен сразу же сказать: «Барух шем квод малхуто, леолам ваэд» (Благословенно имя Славы царства Его, во веки веков).

Тому, кто произнес начало благословения с Именем (т.е. сказал только БАРУХ АТА АДОНОЙ – «Благословен Ты, Господь»), надо закончить словами известного псалма: «ЛАМДЕНИ ХУКЕХА» – «обучающий меня Своим законам».

Если человек по какой-либо причине напрасно произнес имя Всевышнего (без благословения), он должен продолжить свою речь стихом из Торы, начинающимся с этого имени. Например, если произнес четырехбуквенное имя, может сказать: «Ашем имлох алейну, леолам ваэд» (Всевышний, будет царствовать над нами, во веки веков).

Когда можно произносить имя Всевышнего

Можно произносить имя Всевышнего во время молитвы и исповеди перед Всевышним, даже без благословений (например, в Рош Ашана, когда мы благословляем друг друга). Во время учебы, изучая Талмуд и Мидраша, можно читать отрывки из Торы, указанные там с упоминанием имени Всевышнего. Если человек сделал аудиозапись благословений (например, пособие для кантора), ее можно прослушивать, и это не считается напрасным благословением. Основное требование – чтобы это происходило в чистом месте.

Отрывок из книги Законы благословений